КАКАЯ РЕКЛАМА ЭФФЕКТИВНЕЙ

 

«Какая реклама эффективней?» или «Где лучше рекламироваться?» - часто спрашивают наши клиенты. Разные виды рекламы сравнивать не совсем корректно, ведь рассчитать эффективность некоторых крайне сложно. Мы все же попробуем разобраться в некоторых популярных направлениях рекламы в нашей стране. Задача этой статьи не пропаганда конкретных видов, а предоставление достаточного количества информации и «пищи» для размышления рекламодателю. Мы не претендуем на истину в первой инстанции, а все выводы исходят из нашего личного опыта работы. Все примеры действительны для Одессы. 
И так в меню у нас три блюда: 

 

 

Медиа реклама 

  • Телевидение 
  • Радио 
  • Уличное Радио 
  • Видео реклама в торговых центрах 
  • Аудио реклама в торговых центрах 
  • Видео реклама на мониторах в транспорте 

Наружная реклама 

  • Реклама на билбордах 
  • Реклама на городском электротранспорте 
  • Реклама на маршрутном такси 
  • Реклама на корпоративном транспорте 

Внутренняя реклама 

  • Реклама в лифтах 
  • Реклама в парадных 
  • Реклама в городском транспорте 

 

 

МЕДИА РЕКЛАМА

 

Блюдо первое – Медиа реклама. В этот раздел попали все виды рекламы, которые так или иначе связаны аудио и видео вещанием. 

Реклама на телевидении – это первое что приходит на ум несведущему в рекламном деле человеку. Эту рекламу просматривают огромные аудитории в прайм-тайм на национальных каналах. Если нужно вывести новую торговую марку на рынок, то телевидение, держит одну из лидирующих позиций среди других видов рекламы. На этом преимущества заканчиваются, а вот недостатков хватает. Во-первых, цена этого дела самая высокая среди сравниваемых видов. Чтобы не писали, такая реклама почти не поддается расчету эффективности, даже если показываются самые интересные передачи на национальных каналах. Человек в перерыве на рекламную паузу, переключает канал, идет делать себе бутерброд и заваривать чай, общается с семьей, в общем, делает все, чтобы занять себя чем-то более полезным и интересным вместо просмотра нудного рекламного блока. На региональных каналах ситуация более печальная. Аудитория меньше, да и качество самих роликов оставляет желать лучшего. Телевидение отлично подходит для брендовой рекламы и общенациональных акций. 

 

Реклама на радио – до появления телевидения была вне конкуренции. Но в 21-м веке ее аудитория серьезно уменьшилась. В основном это водители автомобилей. Цены на радиорекламу на порядок ниже цен на телевидении. Уменьшает аудиторию радио компьютерное оснащение современных автомобилей, позволяющее держать в памяти проигрывателя тысячи песен, мелодий и аудиокниг. Реклама на радио, как и любая другая аудио реклама, дает 100% контакт. Ведь уши не закроешь. Практически не поддается точному расчету стоимости и эффективности рекламного контакта. Подходит для брендовой рекламы и акций. 

 

Уличное радио – На мой взгляд, самый противоречивый вид рекламы. На оживленных перекрестках вблизи остановок городского транспорта размещены ретрансляторы, через которые вещает сеть уличного радио. Стоимость рекламного времени по сравнению с другими сетями вещания самая дешевая. Услышать такую рекламу на оживленном перекрестке, где полно ревущих моторов, можно. А вот если не стоять четко под динамиком, разобрать, что говорят трудно. В итоге, только раздражающий, рядом стоящих на остановке людей, неприятный шум. Стоить подметить, что такая реклама может трактоваться органами контроля, как нарушение статьи 18-й, п. 5 закона о рекламе – «Запрещается распространение рекламы через радиотрансляционные или иные звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общественного пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением распространения социальной рекламы». Уличное радио не поддается расчету стоимости и эффективности рекламного контакта. 

Видео реклама в торговых центрах – довольно интересный вид рекламы. Торговые центры и гипермаркеты собирают огромнейшую аудиторию из покупателей. Мониторы расположены в местах скопления людей и возле касс. Простаивая в очередях люди, рассматривают все, что транслируется по монитору. К преимуществам относится и цена на размещение такой рекламы. При ее эффективности она гораздо ниже всего выше перечисленного. Недостаток - не во всех ТЦ и гипермаркетах есть рекламные мониторы. Отлично подходит как брендовая и продающая реклама. Поддается расчету эффективности т.к. любой магазин знает среднее количество своих покупателей. 

Аудио реклама в торговых центрах – Цена на уровне видео рекламы в ТЦ или немного дешевле. Очень выгодный и интересный вид продвижения товаров через громкоговорители магазинов. Деваться от них некуда и нарушений законодательства нет, т.к. это частная собственность. Любой недовольный рекламой может уйти в другой магазин. Недостаток такой же как и у видео в ТЦ. Далеко, не все торговые центры предоставляют такую услугу. Поддается расчету стоимости и эффективности рекламного контакта. Отлично подходит как брендовая и продающая. 
Видео реклама на мониторах в транспорте – Давно освоенный во всем мире и бурно развивающийся у нас вид рекламы. Подается скучающим пассажирам вперемешку с полезным и развлекательным наполнением (гороскопы, прогнозы погоды, события в мире, познавательная информация). По стоимости этот вид сравним только с аналогами в ТЦ, но гораздо ниже. А по количеству контактов гораздо выше. Поддается расчету стоимости и эффективности рекламного контакта. Отлично подходит как брендовая и продающая. 

 

 


 

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА

 


На второе блюдо у нас подают - билборды, электротранспорт, маршрутки и частный транспорт. Стоит отметить, что вся «наружка» также очень сложно поддается  расчет стоимости рекламного контакта. Она идеальна для брендовой и новостной рекламы. У вас открылся магазин? Появилась новая услуга? В торговом центре предполагается масштабная акция? Тогда Вам сюда.

Билборды – занимают вторую позицию по ассоциациям со словом «реклама» у большинства людей. Связано это с их огромным количеством рекламных щитов, со вкусом и без вкуса наставленным по все стране. На цену билбордов влияет удаленность от центра города, вид конструкции, отношение к стороне движения и наличие у нее освещения в ночное время. Печать рекламного изображения или входит в стоимость или стоит до 400 грн. Разброс цены за размещение на рекламном щите от 1800 грн./мес. (на периферии) до 4000грн/мес. (центр города). Конечно, это не радио и не телевиденье по цене и отлично подходит для любой рекламы, но один билборд – «в поле не воин». Чтобы провести нормальную компанию в миллионном городе нужно хотя бы десяток конструкций. А вот тут цена уже начинает серьезно ощущаться. Компенсировать количество можно сроком рекламной компании, но цена практический не изменится. 

Реклама на электротранспорте – в свое время был очень интересный и выгодный для рекламодателя, вид рекламы. Но в 2011-м году руководство КП ОГЭТ практически установило монополию на изготовление и размещение. Следствием этого стало не обоснованное повышение цен до «заоблачного» уровня. Размещение рекламы на морально устаревшем, гнилом и часто ломающемся, подвижном составе стоит теперь дороже чем аналог на билбордах. Вагонов у КП ОГЭТ не хватает, и поэтому курсируют они не по четкой привязке к конкретному маршруту. Другими словами, нужен вам под рекламу 5-й маршрут трамвая, и Вы заказываете вагон. Вот только ходит он не по оплаченному Вами маршруту, а как угодно и где угодно. Некоторые вагоны довольно часто ломаются. Стоит отметить, что помимо необоснованно высокой оплаты за аренду борта и нанесение рекламного изображения вы еще 2 раза оплатите покраску вагона. Первый раз до поклейки, а второй после и естественно только по цене, которую назначит КП. Позволить рекламу на трамвае или троллейбусе, как правило, могут заказчики из столицы или тех, кого обязывает франшиза. Отлично подходит как брендовая и продающая.

Реклама на маршрутках – единственная доступная практически всем и эффективная наружная реклама в Одессе. Парочка недостатков все-таки присутствует. Первый – автобусы несколько меньше трамваев и троллейбусов. Второй – на полную оклейку автобусов владельцы редко соглашаются. Предлагаю ознакомиться с преимуществами. Первое – в Одессе нет метро, а из-за нехватки маршрутов и подвижного состава электротранспорта, основной транспорт одесситов – маршрутки. Второе преимущество – соотношение стоимость-эффективность. За стоимость одного билборда в центре на 3 месяца вы можете заказать ТРИ автобуса на любых маршрутах города. И четыре автобуса поклеить вместо старого ЗИУ или «гнилой» Татры. Если сравнивать трамвай К-1 или троллейбус Тролза, то смело можно прибавить еще два автобуса. Третье преимущество – маршрутки ходят по жесткой привязке к маршруту, а при поломке простой автобуса «влетает» владельцу в серьезные затраты, поэтому простоя, обычно, не бывает вообще. Отлично подходит как брендовая и продающая. 

Детальное сравнение и таблицу с расчетами стоимости видов наружной рекламы с 2010го по 2013 год вы можете прочитать здесь.


Реклама на корпоративном транспорте – Последний вид рекламы, который можно отнести к «наружке». Что здесь сказать? Если у вас на фирме есть служебный автомобиль, и он не работает как бесплатный рекламоноситель - то вы попросту теряете клиентов и деньги! Отлично подходит как брендовая и продающая. 

 

 


 

ПЕЧАТНАЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕКЛАМА

 

На десерт – немного внутренней рекламы. И чтобы лучше усваивалось, попробуем все-таки посчитать то, что нам доступно. Вся внутренняя реклама подходит как брендовая, так и продающая.

Начнем с рекламы в лифтах. Она проста и ненавязчива. Ее можно заказать географически - на конкретный район города или даже часть района. Рассмотрим два варианта макета А5 за 8грн и А4 за 16грн в одну парадную. Лилипута – А6 и гигантов А-3 и выше рассматривать не будем. 
Дома, в котором есть лифты, считаем как 9-ти этажные, потому что в Одессе подавляющее большинство 9-тиэтажек, а небольшое количество 13, 16, и 20-ти этажных компенсирует то, что первый и второй этажи не пользуются лифтом. Как правило, на этаже 4 квартиры – всего 36 на парадную. В среднем, в каждой квартире 3 человека целевой аудитории. Итого выходит: 12 человек на этаж, и 108 проживающих в одной «парадной». Стоимость одного рекламного контакта посчитать не трудно. Для А5 будет 8 грн. /108 человек =7.5 коп. и для А4 -15 коп. К недостатку стоит отнести минимальное кол-во для заказа это 400 лифтов. Ежемесячно выходит для А5 3200 грн. и для А4 6400 грн.

Реклама в «парадных» – тоже самое, только рекламный щит размещается не в лифте. Плюс – видят все жильцы парадной, а минус нет долгого контакта. Присутствует реклама и в «элитных» домах, например ЖК Белый Парус или Гагаринское плато. Тут живет совсем другая публика, но и размещение рекламы стоит в 3 раза дороже. 

 

 


 

РЕКЛАМА В ТРАНСПОРТЕ

 

Рассматривать будем только рекламу в маршрутках. В электротранспорте цена такая же, а вот качество размещения, контроль и привязка к маршруту хромает на обе ноги. Кроме того, в трамваях и троллейбусах ездят в основном пенсионеры и студенты. В связи с этим, очень мало желающих размещать там рекламу. Что касается маршрутного такси, то здесь сразу исключаем наклейки на стеклах, по причине того что это нарушает обзорность пассажирам и мягко говоря «пачкает» стекла, которые потом отмыть целая проблема. Поэтому большинство парков старается уйти «стикеров». 
 

Реклама в чехлах.

В среднем городской автобус перевозит 18000 человек в месяц. В нем можно разместить 15 чехлов за 450 грн., баннерную перетяжку за водителем - 200 грн., рекламу в планшете от 45 до 140 грн. в зависимости от размера (макет от одного А4 до четырех друг за другом) или разметить рекламу на рекламном мониторе 19” за 120 грн. 
Реклама в 15-ти чехлах предполагает, что увидит вашу рекламу примерно 7000 человек в месяц. Следовательно, стоимость рекламного контакта 400грн / 7000 человек = 5,7 копейки. 


Баннерная перетяжка

Существует ошибочное мнение, что если она висит под потолком, то ее видит и читает весь автобус. В наших автобусах высота салона менее двух метров. Следовательно, читает его та часть людей, которая стоит рядом с ней – примерно 3600 просмотров в месяц. Цена рекламного контакта 200грн / 3500= 5,7 копейки. Он дешевле чехлов, только много информации на нем не разместишь, следовательно, не каждому рекламодателю будет интересно. 


Реклама в планшете 

Реклама в планшетах успешно вытеснила устаревшие наклейки на стеклах и заняла одну из лидирующих позиций среди внутренней рекламы. Эстетичная и приятная с виду конструкция из алюминиевого профиля, находится в центре салона, под потолком, на одной из стен. Расположена конструкция под углом – воспринимается хорошо и стоящими и сидящими пассажирами, при этом видна и передней и задней площадке. Если вы разместили макет из одного А4 то за месяц свободно ознакомится с ним примерно 4500 человек, что составит 45 грн. / 4500 человек = 1копейку за рекламный контакт. Макет их 2-х А-4 рядом нормально прочитает уже более трети автобуса А4 82 грн. / 6000 человек = 1,36копйки за рекламный контакт. Стоимость рекламного контакта незначительно повысилась, но вместе с тем повысилось восприятие и КПД рекламного объявления. На таком макете все можно сделать красивее и читабельней. За макеты состоящие из 3-х А4 и 4-х А4 цена контакта будет соответственно 114 грн. / 8000 человек = 1,42 копейки и 140 / 9000 (половина пассажиропотока) = 1,55 копейки.

 

Реклама на мониторах 

В одном автобусе ваша реклама будет показываться более 2400 раз в месяц за 180 грн. по самому дорогу тарифу. Цена рекламного контакта составит от 0,5 копейки и ниже.

 

 


 

Таблица сравнения минимальной стоимости внутренней рекламы и рекламного контакта.
Вид рекламы Минимальная стоим.компании Стоимость рекламного контакта
1

В лифтах А-5

3200 грн/мес 7,5 коп
2

В чехлах сидений автобуса А-4

450 грн/мес 5,7 коп
3

Рекламный банер в транспорте 15х80 см

200 грн/мес 5,7 коп
4

Рекламный планшет в транспорте А-4

45 грн/мес 1 коп
5 Рекламный монитор в транспорте 72х57 см от 60 грн/мес 0,5 коп

 



Вместо вывода

 

Рекламной «панацеи» просто нет. Плохих видов рекламы тоже нет, ведь если у одних работает, а у других нет, то это повод задуматься, а не винить остальных в своих неудачах. Есть маркетинг, существование которого, к сожалению, большинство предприятий, до сих пор, игнорирует. 
У каждого свои возможности для выделения рекламного бюджета, но не так важен размер. Важно то, как вы его используете. Не стоит вкладывать даже 5000грн в один билборд или автобус – погоды они вам не сделают. На эти деньги лучше разместиться в транспорте, лифтах, торговых центрах. Эффективность на порядок выше.

Вообще не стоит рекламироваться на ограниченные средства если:

  • У Вас ограничен бюджет или не хватает средств. Скорее всего будете искать подешевле, а значит будете неадекватны вы выборе.
  • Вы точно не знаете чего ждете от рекламной компании. Будете метаться от одного вида к другому, слушая советы друзей, знакомых или рекламщиков.
  • Вы точно не знаете какой вид рекламы наиболее эффективен для Вашей аудитории. Вследствие этого можете промахнуться и заказать не то, что нужно.
  • Не стоит бросаться в рекламу, если массового увидели конкурента на каких-то носителях. Это совсем не означает что у него поднялись продажи. Остановитесь! Понаблюдайте. Подумайте. Как оно должно работать? Сколько стоит? Почему Ваш конкурент так думает.

У вас выделен серьезный бюджет на рекламу? Не стоит вкладывать все деньги в один вид рекламы. Разумно будет обратиться за советом к рекламщикам. Почитать литературы, сайты и форумы маркетологов и рекламщиков. Как минимум половина из них не зря кушает свой хлеб. И наконец, думайте, считайте, комбинируйте. Экспериментируйте, но делайте это с умом.
 

С Вами был Ваш дядя Миша.